Иван Филипов
Опубликовано: 08:12, 18 октябрь 2017
По материалам: kazanfirst
Общество

Татарстан задумался о возвращение прямых выборов мэров

В республике заговорили о возможности вновь сделать должности градоначальников избираемыми народом. Эта система была отменена три года назад. Как показывают опросы населения жители готовы к выборам мэров городов. Теперь слово за региональным парламентом, который должен провести консультации и решить, стоит ли менять законодательство.

Елена Мельник — Казань

Вплоть до 2015 года мэров городов в России выбирали только прямым всеобщим голосованием — как сейчас глав регионов. Но потом Госдума приняла закон, который разрешил субъектам Федерации самим определить один из трех вариантов проведения назначения мэров и закрепить его законодательно.

Госсовет Татарстана воспользовался возможностью, и сейчас мэры Казани и других городов республики избираются не всенародно, а голосованием депутатов Горсовета из числа выдвинутых ими же кандидатов.

Поскольку выборы в местный представительный орган проходят раз в 5 лет, то и высшее должностное лицо города получает полномочия сроком на 5 лет.

В некоторых других регионах кандидатуры в мэры выбирают по конкурсу, а решение принимает специальная конкурсная комиссия, половина которой составляют представители главы региона. Но есть и такие субъекты Федерации, где до сих пор проводятся прямые выборы главных должностных лиц городов.


«Плюсы» и «минусы» есть у всех вариантов

Поправки в закон, предусматривающие варианты принимались в то время, когда нынешний представитель Татарстана в Совете Федераций Олег Морозов занимал должность начальника Управления президента по внутренней политике.

— Действующее федеральное законодательство позволяет каждому региону самому выбирать форму наделения полномочиями мэра, — сказал он в разговоре с журналистом KazanFirst. — Никакого запрета на прямые выборы мэра в России не существует. У нас есть два крупнейших региона, где проходило прямые выборы — выборы мэра Екатеринбурга и мэра Новосибирска. Но вот в чем разница. Мэр Новосибирска в своем лице соединяет полномочия распорядителя не только политическими функциями, но административными и финансами, то есть является полноправным хозяином города во всех аспектах. А в Екатеринбурге мэр, который тоже избирался всенародно, больше политическая фигура, а все полномочия по управлению городом — у сити-менеджера, который не избирается, а фактически назначается голосами губернатора и заксобрания. В Казани мэр наделяется полномочиями решением городского совета, но тоже есть сити-менеджер — руководитель исполкома.

По словам Олега Морозова, такая законодательная инициатива пришла снизу. То есть регионы сами захотели выбирать тот вариант, которые им больше подходит и более соответствует традициям региона и пожеланиям граждан. И, как считает сенатор, «плюсы» и «минусы» есть у всех вариантов.

— Например, в части экстренной передачи полномочий, — добавляет он. — Так мэр Астрахани, избранный прямым голосованием, был арестован. И никакой процедуры по наделению полномочий нового мэра в таких случаях не существует — пришлось ждать очередных выборов. Имеет «минусы» и екатеринбуржский вариант. Получается, народ голосовал за мэра, а реальные функции защищать и реализовать права горожан в повседневной жизни переданы назначенному сверху сити-менеджеру.

Новосибирский вариант, по мнению Олега Морозова, не плох, но опять-таки, когда и законодательная и исполнительная власть сосредоточена в руках одного лица, то будь он трижды всенародно избранным, это уже монополия.


На «армию» муниципальных служащих деньги есть, а на выборы нет

Депутат Госсовета от КПРФ Артем Прокофьев — убежденный сторонник прямых выборов мэров, тем более, когда идет речь о крупных городах.

— Такой способ наделения их полномочиями позволяет определить сферу ответственности перед избирателями, — считает депутат. — А сегодня они чувствуют, что их начальники не избиратели, а вышестоящие руководители. Это неправильно. Мандат доверия избирателей позволяет ставить вопросы, которые непозволительно ставить нижестоящему чиновнику в обход вышестоящего, в том числе вопросы межбюджетных отношений.

Основной довод сторонников противников прямых выборов — дескать, процедура дорого обходится городской казне, Артем Прокофьев с легкостью опровергает. По его расчетам, что как раз отрыв руководителей муниципалитета от избирателей ведет к тому, что они позволят себе неоправданные траты.

— По данным Росстата, в 2016 году, то есть сразу же после того, как прямые выборы мэров стали не обязательными, количество местных чиновников в Татарстане увеличилось на 11,5%, —  отмечает депутат. — Значит, у нас находят деньги на увеличение армии муниципальных служащих, а на то, чтобы избиратели сами решили, кто будет определять, на что деньги налогоплательщиков тратить, средств нет?


«Система, которая у нас сейчас, более подходящая для кризисных времен»

А вот депутат Горсовета Казани Марат Бикмуллин считает, что качество работы мэра не зависит от того, выбрали ли его напрямую избиратели, или он был назначен из числа членов городской думы.

— С одной стороны, конечно, хорошо, когда мэр избран всенародно — у него ответственность повышается, — рассуждает депутат. — Потому что, если что пойдет не так, его в следующий раз не выберут. Как говорят в артиллерии, недолет, перелет, а в третий раз попадут в точку. Но любая демократия требует какого-то опыта, определенной степени зрелости гражданского общества. Люди должны принимать решения не на эмоциях, а взвешенно. И та система, которая у нас сейчас, более подходящая для кризисных времен, когда нужно «ручное управление».

Татарстан задумался о возвращение прямых выборов мэров

Первый проректор института экономики управления и права Игорь Бикеев тоже находит в обеих системах и «плюсы», и «минусы».

— Если мэр избирается непосредственно населением, он опирается на поддержку значительной ее части, — уверен профессор Бикеев. — Оно дало ему кредит доверия. Получается, как минимум, несколько десятков процентов избирателей отдали мэру свои голоса. И он более свободен от вышестоящего начальства в своих действиях. А если выборы мэра проходят путем голосования депутатов городского совета — то это результат консенсуса элит, которые сформированы в рамках этого совета. Депутаты сговариваются между собой, консолидируются вокруг той или иной позиции и выбирают себе руководителя.

Игорь Бикеев делает вывод, что с точки зрения политической амбициозности и опоры на население, первый подход имеет более весомую позицию. Но и тот и другой предоставляет свои возможности для муниципального образования и города.


Татарстанцы готовы к демократии

Редакция KazanFirst провела опрос среди жителей двух самых крупных городов республики — Казани и Набережных Челнов. Голосование устроили на площадке социальной сети «ВКонтакте» в сообществах «Казань|Социальная группа» и «Набережные Челны Онлайн». На момент публикации материала в общей сложности в голосовании приняло участие более 5,5 тысяч человек. Почти четыре тысячи в Челнах и 1700 в Казани. Большинство участников опроса выступили за возвращение прямых выборов мэров городов.

Результаты опроса в Челнах

Результаты опроса в Казани


Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)