Иван Филипов
Опубликовано: 00:52, 18 октябрь 2017
По материалам: znak
Другие новости

Автолюбителям Челябинской области пора готовиться к новым правилам игры

Автолюбителям Челябинской области пора готовиться к новым правилам игрыпресс-служба челябинского филиала «Ростелекома»

В Челябинской области в следующем году планируется впервые заключить не один, а три трехлетних контракта на комплексные услуги по видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Основной упор по двум из них при этом будет сделан на установку на трассах региона в горнозаводской и южной зонах мобильных постов — проще говоря, камер-треног и гражданских машин, оборудованных системами видеофиксации. Подробнее об этом, а также о том, как работают частные и муниципальные видеокамеры в областном центре и за его пределами, сколько на этом зарабатывает казна и сколько уходит исполнителю контракта, корреспондент Znak.com побеседовал с министром общественной безопасности региона Евгением Савченко.

— Евгений Юрьевич, расскажите, сколько сейчас у нас работает камер, фиксирующих нарушения ПДД?

— Сегодня ситуация следующая. На балансе подведомственного нашему министерству областного учреждения «Центр обработки вызовов» («система 112-безопасный город») находится 97 стационарных постов видеонаблюдения, это 483 камеры. Они установлены в Челябинске и на територии городов Златоуст, Миасс, Магнитогорск, а также на дорогах области. Причем только 31 пост (215 камер) фиксирует нарушения ПДД. Остальные 268 камер (66 постов) работают на обеспечение и повышение уровня общественного порядка. Все эти посты и видеокамеры содержатся и обслуживаются за счет средств областного бюджета.

Кроме того, с 2015 года областное казённое учреждение заключает госконтракты на приобретение комплексной услуги по видеофиксации нарушений. В 2015–2017 годах победителем аукционов признана компания «Ростелеком», которая фактически одна и подавала заявку на участие в аукционе.

Евгений СавченкоНаиль Фаттахов

Победитель аукциона в рамках контракта обязан за свой счёт оборудовать и обслуживать на территории Челябинска и области 48 собственных стационарных постов видеонаблюдения, это 718 видеокамер (645 камер — по линии ПДД, три поста (45 камер) — по линии охраны общественного порядка), а также фиксировать нарушения ПДД в более 250 местах повышенной аварийности, которые определяют подразделения ГИБДД. С этой целью сейчас «Ростелеком» использует более 20 мобильных постов видеофиксации нарушений.

— Какова цена контракта и по какому принципу он исполняется?

— Условия жёсткие, что не способствовало форированию конкурентной среды, — далеко не все готовы заявиться на такой аукцион и инвестировать в проект значительные средства для его исполнения. Победитель аукциона фактически берет на себя все: он должен установить систему видеофиксации, полностью самостоятельно ее обслуживать, включая затраты на ремонт, электроэнергию и безопасность. Кроме того, он должен обеспечивать фиксацию и трансляцию в ГИБДД «картинки» с нарушением ПДД.

Насколько мне известно, только затраты на оборудование 48 стационарных постов вместе с видеокамерами, учитывая необходимость соблюдения строгих национальных стандартов и иных обязательных требований, превышают 500 млн рублей.

При этом за единицу услуги, которую оплачивает областной бюджет, признаётся «картинка» видеофиксации нарушения, на основании которого ГИБДД выносит постановление об административном правонарушении и которое уже оплачено нарушителем.

За одно выявленное процессуально оформленное и оплаченное штрафом нарушение ПДД, причем любого характера, «Ростелеком» получает по текущему госконтракту 215 рублей.

За все три года работы по контрактам, учитывая строгость требований к услуге, «Ростелеком» не смог выполнить услугу на всю предусмотренную контрактом сумму.
Челябинская область заработала 400 млн рублей на штрафах с дорожных камер

Так, в 2016 году в контракте было предусмотрено около 300 млн, а фактически услуга была выполнена только на сумму около 167 млн рублей. За 9 месяцев текущего года «Ростелеком» оказал услугу на сумму около 99 млн рублей, а всего в контракте предусмотрено 266 млн рублей.

Если считать полностью все бюджетные затраты на эти цели в текущем году, включая услуги почты по доставке постановлений, то на 16 октября из областного бюджета израсходовано 143 млн рублей, а штрафов в бюджет поступило на сумму около 497 млн рублей.

— То есть бюджет заработал?

— У губернатора твёрдая позиция, что штрафы — это не источник инвестиций в региональный бюджет. Важно, что в рамках фиксации нарушений к административной ответственности привлечено (включая иногородних и неоднократно привлекаемых) более 600 тысяч нарушителей.

Это позволило более чем на 10% сократить смертность на дорогах, уменьшилось и количество наездов транспортных средств на пешеходов.

— Возвращаясь к «Ростелекому», они получают 215 рублей и за оплаченный штраф, к примеру, на 250 рублей с учетом скидки, и за штраф в 5000 рублей? Некорректно, вам не кажется?

— В настоящее время нами рассматривается возможность предусмотреть в контрактах 2018 года дифференцированный подход к расценке комплексной услуги. В других регионах России такой разбег очень большой и составляет от 150 до 450 рублей.

Сейчас не готов оговаривать конкретные суммы… Мы определимся в течение ближайших двух недель. Требуется выверенный и обоснованный расчёт цены услуги, одного желания мало.

— Если мы говорим еще и о том, что оплата по контракту поступает только после поступления денег в бюджет, то как быть с массой неплательщиков?

— Выработан алгоритм межведомственного взаимодействия, в том числе и со службой судебных приставов. В текущем году в среднем выплачивается около 60% наложенных на нарушителей штрафов.

Евгений Савченко: инспекторы ГИБДД сами бракуют спорные изображенияНаиль Фаттахов

— А большой ли процент обжалования постановлений, составленных на основе данных видеокамер?

— Нет, первоначально он был существенно выше, но сейчас ГИБДД наработала практику и старается заранее отсекать потенциально спорные «картинки», чтобы не работать в «корзину». Во-первых, сам «Ростелеком» фильтрует поступающую информацию, отправляя в Госавтоинспекцию только бесспорные, по их мнению, «картинки». Во-вторых, еще 2/3 из поступивших изображений (как с муниципальных камер, так и с камер «Ростелекома») бракуют уже инспекторы. Если момент спорный — постановление не будет вынесено. Причем учитывается все: и наличие на дороге разметки, и соответствующие предупреждающие знаки, и дорожные работы на фиксируемом участке местности. Если, к примеру, на участке нет разметки или она нечеткая, то нарушение фиксироваться не будет.

— Возможно, с такими «фильтрами» связано то, что «писем счастья», по словам автомобилистов, стало приходить существенно меньше, чем в первое время тотального оснащения камерами? Или камер много нерабочих?

— В среднем в нерабочем состоянии находится не более 5% камер, как наших, так и камер «Ростелекома», который просто-напросто заинтересован в их исправности. Это все фильтры — да, согласен. Но есть еще и один из самых важных аспектов, для которого все создавалось, — повышение культуры вождения и, как следствие, снижение аварийности. И тут стоит отметить, что за последние два года в жителях Челябинска действительно воспитали элементы культуры вождения. Водители здесь уже массово «не рвут» на желтый сигнал светофора, не заезжают на пешеходную разметку, за стоп-линии. Да и в целом гонять стали меньше. В местах установления постов видеокамер в разы меньше фиксируется нарушений ПДД, практически нет смертей на дорогах. То есть такие контракты — это не просто бизнес и инвестирование средств, это реальный инструмент повышения безопасности движения.

— Но ведь об этом пока можно говорить, пожалуй, только в Челябинске. В других городах, да и на трассах, особенно сложных, о культуре вождения говорить рано.

— Вот поэтому и зашла речь о заключении в будущем трех контрактов по видеофиксации, а не одного, как было до настоящего времени. Дело в том, что у нас огромная область и в рамках одного контракта её охватить вниманием сложно и затратно. Вдобавок «единый» контракт с наличием «якорей» в виде стационарных постов не способствует поддержанию конкурентной среды.

— Расскажите подробнее, в чем будет суть контрактов?

— Согласно нашим планам, территорию области разделили на три условных дивизиона: территория Челябинска и муниципалитетов северной части региона — первый дивизион; горнозаводская зона (Чебаркуль-Аша, всего 17 мунициалитетов) — второй; южное направление (Южноуральск — Бреды — Магнитогорск — Карталы; 11 муниципалитетов) — третий. В первом дивизионе наряду с использованием мобильных постов предусмотрено использование и стационарных постов.

На оказание услуг в рамках первого дивизиона проектом предусмотрено ежегодно примерно 220 млн рублей, на второй и третий (отдельные контракты) — по 25 млн. При выполнении услуг на территориях дивизионов должно работать не менее 10 передвижных (мобильных) комплексов видеофиксации нарушений.

Заключать контракты планируем на три года. То есть исполнители по южному и горнозаводскому направлениям за три года могут выполнить услуг на сумму до 75 млн рублей.

В Челябинской области появятся радары на треногах нового поколения

Условия останутся примерно теми же: оплата за единицу услуги, которая включает факт фиксации нарушения ПДД и выплаты штрафа в областной бюджет, а не как в других регионах — исполнители получают деньги за то, что просто отправляют потоковое видео.

Как и прежде, места работы постов видеофиксации нарушений опеределяют подразделения ГИБДД.

— То есть сейчас мы говорим о так называемых треногах, которые не слишком жалуют водители и заявляют, что с ними у дорог стоят чуть ли не мошенники?

— Да, именно о треногах и об автомобилях, оборудованных камерами, те, что могут стоять у обочин дорог. О случаях мошенничества у нас информации нет. Такой мобильный пост на самом деле может вызывать вопросы, особенно если водители видят обычный автомобиль с камерой.

Но, объясню, все камеры в этом случае сертифицированы, они оборудованы системой ГЛОНАСС и прочими системами слежения, за ними осуществляется строгий контроль, в том числе со стороны ГИБДД.

Напоминаю, они могут стоят только в том месте, где указала Госавтоинспекция. По своему усмотрению исполнитель контракта или подрядчик, с которым он заключил договор, ставить «треногу» где попало не имеет права. Если только такие факты появляются — они буквально сразу пресекаются.

— А по действующему контракту «Ростелеком» ставит свои мобильные посты или привлекает сторонние организации?

— Для выполнения услуги он может использовать помощь иных подрядчиков — охранных предприятий, владельцев оборудования видеофиксации. В обеспечении работы мобильных постов довольно много сложностей. Во-первых, имеются факты вандализма, особенно на трассах. Камеры разбивают, скидывают в овраги и даже воруют. Поэтому приходится нанимать охрану — тогда рядом с «треногами» появляются различные автомобили. Второй момент, я о нем выше уже сказал, обеспечение дорожных условий для фиксации нарушения: разметка, знаки и прочее. Точки, где должны стоять эти камеры, ГИБДД обновляет регулярно на основании собственного анализа дорожной обстановки.

— Планируется ли установка новых стационарных постов?

— В текущем году территориальные правоохранительные органы обратились к нам с просьбами оборудовать дополнительно стационарными видеопостами 171 рубеж в так называемых реперных (узловых) местах региона. Единоразовоя установка таких постов крайне затратна. Потому принято решение поэтапно выполнять эти работы.

В 2018 году на установку и модернизацию 20 стационарных постов планируется выделить из областного бюджета 135 млн рублей. Акцент сделаем на Миасс и Златоуст.

Также постараемся оборудовать часть малых городов. Как показали летние случаи с убийствами детей в Каслях и Сатке — небольшие территории — это наши болевые точки. Эти территории фактически не охвачены «оком» видеокамер. В общественных местах, где установлены камеры, показатели уличной преступности в разы меньше территорий, где видеопосты отсутствуют. Работаем на уменьшение «слепых» зон…

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)