Иван Филипов
Опубликовано: 04:24, 24 январь 2018
По материалам: znak
Другие новости

Компания Вексельберга купила 20% аэропорта Сургута

Компания Вексельберга купила 20% аэропорта СургутаВладелец «Реновы» Виктор Вексельберг (второй слева) и губернатор ХМАО Наталья КомароваПресс-служба губернатора ХМАО

Холдинг «Аэропорты регионов» группы «Ренова» Виктора Вексельберга купил 20% акций аэропорта Сургута. Сделка прошла еще в конце 2017 года, но известно о ней стало только сейчас. Как передает корреспондент Znak.com, власти ХМАО, которые являются акционером крупнейшего аэропорта в округе, могли о ней не знать.

Как рассказал генеральный директор холдинга Евгений Чудновский, доля выкуплена у частных лиц. Сумму сделки он не раскрыл. При этом указал, что «Аэропорты регионов» рассматривают возможность строительства нового терминального комплекса в аэропорту Сургута и заинтересованы участвовать «в комплексном развитии аэропортовой составляющей ХМАО», передает «Коммерсантъ».

Пресс-секретарь холдинга Евгений Красиков уточнил Znak.com, что доля была выкуплена у частного лица. Но планирует ли компания и дальше наращивать ее, он говорить не стал. «Сейчас идут переговоры с правительством ХМАО по развитию инфраструктуры аэропорта, мы заинтересованы в различных проектах. Это пока все, что могу сказать», — отметил он.

Ранее основным претендентом на аэропорт с пассажиропотоком 1,7 млн человек в год считался «Новапорт» Романа Троценко. Сам Троценко лично в середине 2017 года приезжал в Ханты-Мансийск на переговоры с губернатором Натальей Комаровой, предлагая ей несколько вариантов захода в сургутский актив. Тогда власти договорились с потенциальным инвестором, что тот должен подготовить концепцию развития аэропорта и после этого предметно продолжить переговоры.

Экс-заместитель уральских губернаторов Олег Демченко заводит в ХМАО владельцев «Рощино»

Как рассказывал в конце 2017 года Znak.com первый заместитель губернатора Геннадий Бухтин, концепцию компания подготовила, но переговоры на том и завершились. «Нам не подошло предложение, которое они предложили», — сообщил он Znak.com. О том, что на сургутский актив есть еще один потенциальный инвестор, куратор госсобственности округа тогда не рассказал.

Один из собеседников Znak.com, посвященный в ситуацию, сегодня отметил, что, по его информации, власти ХМАО не знали о переговорах «Реновы» с другими акционерами аэропорта. «Они не выходили на власти с предложением выкупить, например, их долю или поговорить о будущем сотрудничестве. Сразу были переговоры с частным лицом, и никто, кроме сторон, участвующих в сделке, о них не знал», — сказал он.

В правительстве ХМАО пока не удалось получить комментарий на этот счет.

До сих пор был неизвестен полный список акционеров аэропорта. Есть только точная информация, что 19% акций аэропорта с недавних пор стали принадлежать правительству ХМАО, которые были переданы по настоятельной рекомендации окружных чиновников на безвозмездной основе мэрией Сургута. Остальная и основная доля аэропорта принадлежит физическим и юридическим лицам. В частности, по 24% принадлежат тюменскому ООО «Солар» и подмосковному ООО «Валенто» (считается, что обе компании имеют связь с менеджментом АК «Ютэйр»), еще 15% у неназванного гражданина РФ, 8% у «Ютэйр», по 5% у «Когалымавиа» и ООО «Газпром Трансгаз Сургут».

При этом один из собеседников Znak.com советует обратить внимание на компанию «Валенто». С декабря 2017 года она находится в процессе ликвидации (долго ее учредителем была кипрская Adalenta Holding, с января 2017 года — Виталий Шпортенко). Эта компания в свое время владела долями в таких компаниях, как «Азур эйр», «Югра отель Болобанова», АК «Турухан», а также владела 25% акций тюменского аэропорта Рощино, который с недавнего времени полностью принадлежит «Новапорт» Романа Троценко.

Некоторое время назад «Ютэйр», с которым и связывают «Валенто», сам несколько раз пробовал стать владельцем 100% акций Рощино, но безуспешно. Против усиления этого игрока на рынке выступала, например, ФАС.

Торги на реновацию аэропорта в Новом Уренгое за 10 млрд рублей выиграла фирма Вексельберга

В последние годы соперничество «Новапорта» и структур группы «Ренова» усиливается, особенно на Урале. При этом Романа Троценко все чаще поддерживают бывшие местные чиновники. Например, на переговоры с Комаровой Троценко приехал в компании известного экс-чиновника Олега Демченко. Бывший вице-премьер Пермского края и экс-замгубернатор Ямала был представлен как лоббист «Новапорта». Добавим, что в 2015 году, когда он был зампредом правительства Пермского края, «Новапорт» стал победителем конкурса региональных властей по отбору инвестора для строительства нового аэровокзального комплекса в аэропорту Большое Савино. До этого многие годы за проект боролась «Ренова» Виктора Вексельберга, и при Демченко борьба завершилась не в ее пользу.

«Аэропорты регионов» также выиграли конкурс правительства ЯНАО на передачу в концессию на 30 лет аэропорта Нового Уренгоя (26-й в России по трафику). На концессию, как известно, кроме «Аэропортов регионов», претендовал и «Новапорт». Но структуры Вексельберга предложили лучшие финансовые условия для реализации проекта, чем компания Романа Троценко. Например, стороны готовы были вложить в строительство (или реконструкцию) нового терминала по 7 млрд рублей, но «Аэропорты регионов» согласились участвовать в проекте без гранта из окружного бюджета, а «Новапорт» запросил от властей 1,9 млрд рублей.

Это будет вторая аэропортовая концессия в России — первая состоялась в 2011 году, когда правительство Санкт-Петербурга отдало в концессию «Пулково».

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)