Иван Филипов
Опубликовано: 21:12, 22 январь 2018
По материалам: znak
Другие новости

В свердловском правительстве начали разрабатывать «социальную карту уральца»

В свердловском правительстве начали разрабатывать «социальную карту уральца»Яромир Романов

В Свердловской области началась разработка новой социальной электронной карты. Как рассказал Znak.com осведомленный источник, новая карта, по замыслу разработчиков, должна содержать информацию о льготах и социальных выплатах, которые может получить конкретный житель Свердловской области. В идеале ее можно будет использовать как транспортную карту, как полис и даже как банковскую карту, но точный перечень услуг еще не определен. Подобные проекты уже успешно действуют в других регионах страны, например в Москве и Башкортостане.

По словам нашего источника, на единую областную карту должны перевести социальные услуги, которые обходятся бюджету в десятки миллиардов рублей. Кроме того, такая карта позволит сэкономить бюджетные средства, которые тратятся на бюрократическое сопровождение различных выплат и льгот, утверждает наш собеседник.

В министерстве социальной политики Свердловской области Znak.com подтвердили, что подобная разработка ведется в недрах правительства, но никакой конкретики там назвать пока не могут.

«Я понимаю, о чем вы говорите, но на данный момент все это так неконкретно, что будет в этой карте. Рано об этом говорить», — сказал Znak.com замминистра соцполитики Евгений Шаповалов и посоветовал «через полгода» обратиться к вице-губернатору Павлу Крекову, у которого будет понимание, какое из министерств какое участие примет в новом проекте.

Собеседник Znak.com, участвующий в создании подобных карт в разных регионах России, на условиях анонимности рассказал о плюсах и минусах в их работе. В целом карта — это некий идентификатор, устройство, которое позволяет считывать с нее информацию, если есть соответствующая инфраструктура. Другой вопрос — если инфраструктуры нет, тогда ее придется устанавливать.

В Свердловской области сегодня есть банковские терминалы, которые позволят использовать карту для любых операций с финансами. Например, на нее можно будет перечислять монетизированные льготы. Если 50% льготников сегодня получают меры соцподдержки на карты, то еще столько же предпочитают наличные деньги. Если каким-либо образом заставить людей использовать единую областную карту для получения всех льгот, то можно сэкономить определенное количество денег из бюджета, потому что исчезнет необходимость выплачивать комиссию за доставку денежных средств. Если комиссия составляет 1% от операций, то при выплатах, например, даже 10 млрд рублей властям удастся сэкономить 100 млн рублей, подсчитывает наш собеседник.

Кроме того, в Екатеринбурге существует инфраструктура для транспортных карт — система «Е-карты». Благодаря ей на новую областную карту, по словам нашего собеседника, можно «навешивать» любые льготы по проезду на транспорте и таким образом расширить опыт «Е-карты» на всю область. Но и здесь есть тонкий момент: между властями Екатеринбурга и Свердловской области и так постоянно идут баталии из-за компенсаций перевозчикам, которые возят льготников. Станет еще сложнее, если они распространятся на другие муниципалитеты.

Кое-где инфраструктуры для карты пока вовсе нет: например в медицине. Чтобы получать по карте какие-то услуги, во всех больницах придется установить считывающие терминалы, что обернется большими затратами для бюджета. Встанет вопрос о целесообразности: сколько удастся сэкономить благодаря картам и сколько придется потратить на их внедрение? Из-за высоких требований к картам несколько лет назад провалился проект «Универсальной электронной карты», которая, по замыслу правительства России, должна была стать единым платежным средством, полисом медстрахования, транспортной картой и идентификатором. Ее себестоимость в регионах получилась настолько высокой, что проект закрыли.

На областную карту при желании можно подключить различные программы лояльности, систему кэшбека и даже систему по учету выдачи мер натуральной соцподдержки, например молока. «Сейчас молоко выдается с помощью разовых бумажек, за которыми надо сходить. А это можно автоматизировать — просто считывать информацию с карты», — рассказывает наш собеседник.

При этом у властей есть способ не тратить большие суммы на разработку и внедрение новых карт, если заключить соглашение с крупным банком. Банк потратит деньги на эмиссию карт, зато получит 500 тыс. — 1 млн новых пользователей.

«В целом идея не хорошая и не плохая, она зависит от реализации. Можно вгрохать в нее несколько миллиардов и не получить ничего, можно, ничего не потратив, пользу принести», — подытоживает эксперт.

В других регионах

В регионах уже есть примеры успешной реализации подобных карт. Самый известный — «Социальная карта москвича» в столице. С помощью этой карты некоторые группы москвичей могут получить скидки более чем в 5000 фирмах и магазинах (например в аптеках, на заправках, в больницах, автосалонах). В 377 больницах и поликлиниках есть специальные устройства, которые могут принимать карту как медполис, что «позволяет существенно сократить время записи пациента к врачу и снизить количество ошибок», говорится на сайте проекта. Картами также можно пользоваться во всем наземном транспорте Москвы, железнодорожном транспорте и метро.

Проект стартовал еще в 2001 году. Объекты инфраструктуры для него создавались за счет внебюджетных источников: за счет средств Банка Москвы, Московской и Октябрьской железных дорог, Московского метрополитена, Мосгортранса, предпринимателей. На сайте проекта говорится, что сегодня такой картой владеют более 6,5 млн человек — студенты вузов, техникумов, школ, жители Москвы, которые получают жилищные субсидии или пособия по беременности и рождению ребенка, москвичи, вставшие на учет в органах соцзащиты, жители Московской области, которые имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте Москвы. Карту выпускает банк ВТБ.

В 2018 году планируется внедрить социальную карту севастопольца. Она будет работать на транспортных маршрутах.

Существует также «Социальная карта Башкортостана», которую сделали банк «Уралсиб» и правительство региона. Обладатель карты может самостоятельно выбрать услуги, которые ему нужны, например, сделать ее обычной банковской картой, оплачивать транспортные услуги, использовать в школе для оплаты питания и прохода в учебное заведение и для многих других целей в зависимости от потребностей.

На международном уровне один из лучших проектов — ID-карта Эстонии. В стране живет 1,3 млн человек, при этом картами владеет около 1,1 млн человек. Ее тоже можно использовать как банковскую карту, как полис, как транспортный проездной. Подобной должна была стать «Универсальная электронная карта» в России, но проект так и не состоялся.

Можно предположить, что проект внедрения карты в Свердловской области и выбор оператора новой системы вызовут соперничество между бизнес-структурами, желающими поучаствовать в крупном инфраструктурном проекте. Например, проект «Е-Карты» обслуживает компания «И-Сеть», которой на 35% владеет администрация города, а на 65% — частные инвесторы.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: