Иван Филипов
Опубликовано: 10:31, 14 январь 2018
По материалам: intermedia
Культура

Рецензия: Александр Ф. Скляр и «Ва-Банкъ» - «Оставайтесь, друзья, моряками! Песни Владимира Высоцкого» ***

Рецензия: Александр Ф. Скляр и «Ва-Банкъ» - «Оставайтесь, друзья, моряками! Песни Владимира Высоцкого» ***

2017, «Союз Мьюзик»

80-летие со дня рождения Владимира Высоцкого, похоже, решили отметить на все 100. Начали задолго до 25 января 2018 года: премию «Своя колея» провели в конце декабря, а кавер-альбом Александра Ф. Скляра вышел ещё раньше. В феврале Владимир Семёнович «выступит» в виде голограммы на «Чартовой дюжине», а потом по стране поедет большой гастрольный проект «Дороги Высоцкого». Наверняка будут ещё и сборные юбилейные концерты, на которых поп-звёзды исполнят песни Высоцкого, старательно придавая своим лицам сложно-яростные выражения. Смотреть на это будет невыносимо - кроме разве что голограммы, поскольку та вне зависимости от своего качества будет петь настоящим голосом Владимира Высоцкого. Странно, что за 37 лет после смерти поэта люди так и не поняли, что попытки его повторить или перепеть всегда будут обречены на провал. Артистов, равных Высоцкому по энергетике, - раз-два и обчёлся, и их версии ещё хоть как-то слушать можно. Артистов, равных Высоцкому по поэтическому таланту, и вовсе нет, по крайней мере на эстраде: поэтому большинство трибьютов вызывает желание скорее их выключить и послушать, как оно должно звучать в оригинале. Пусть даже на затёртой кассете, пусть даже под одну гитару - всё равно пробирает сильнее, чем любые старательные ремейки.

Что касается Александра Скляра, то у него тоже давно сложилась собственная уникальная манера исполнения, которую, кстати, никто даже не помышляет повторить. Лидер «Ва-Банка» - этакий рассудительный вальяжный бард, говорящий о важном немного менторским тоном. При этом вот парадокс: культурные интересы Скляра гораздо шире, чем предполагает его исполнительская манера. Александр Ф. занимался альтернативной музыкой, перепевал Вертинского - и всякий раз успешно преодолевал скепсис публики. Проекты начинались с резких вопросов аудитории вроде «Где Вертинский и где Скляр», но в какой-то момент зрители соглашались с тем, что Александр Феликсович имеет право на своё видение, каковое многие находили любопытным.

Но «своё видение Вертинского» - далеко не то же самое, что «своё видение Высоцкого». Судя по пластинке «Оставайтесь, друзья, моряками!», Владимир Семёнович просто не позволил Александру Феликсовичу авторизовать свои песни. Весь альбом выглядит как неравный бой Скляра с оригинальным материалом. В «Белом безмолвии» - первой песне диска - лидер «Ва-Банка» ещё демонстрирует уверенность в том, что сможет записать этот материал так, будто это не кавер-альбом, а номерная пластинка. В этот момент слушатель может поднять брови и приготовиться задать вопрос, а зачем вообще это надо делать - превращать песни Высоцкого в песни Скляра? Не исключено, что этот вопрос возник и у самого исполнителя. Или он не придумал, как можно авторизовать «Человека за бортом» - но вторая песня диска уже выглядит признанием в том, что лучше Владимира Высоцкого это спеть нельзя. Впрочем, Скляр слишком себе на уме, чтобы записать чисто подражательный альбом, поэтому эти качели между «своим видением» и «великими оригиналами» будут продолжаться до самого финала пластинки. Так или иначе, в конце вы скорее захотите переслушать версии Высоцкого, а не снова включить этот альбом с начала.

Алексей Мажаев, InterMedia

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)
Другие материалы рубрики: