Иван Филипов
Опубликовано: 02:30, 12 январь 2018
По материалам: znak
Другие новости

В суде по делу Николая Сандакова ключевые показания дал его бывший водитель

Марина МалковаВ суде по делу Николая Сандакова ключевые показания дал его бывший водительСергей Колосовский и Николай СандаковНаиль Фаттахов / Znak.com

Защита бывшего вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова продолжает представлять в суде доказательства его непричастности к хищению 1,5 млн рублей у экс-главы Озерска Евгения Тарасова и взятке в виде охраны дома от директора ЧОПа «Питон» Игоря Калугина, о которых заявляет гособвинение. В четверг, 11 января, показания дал бывший водитель подсудимого Геннадий Дергунов. Именно он, по версии следствия, оба раза подвозил Сандакова на встречу с Тарасовым и экс-сенатором Константином Цыбко для получения денег. И первый, и второй факт водитель четко опроверг, рассказав между делом о своих буднях в бытность работы с Сандаловым. Вспомнили и покойного губернатора Петра Сумина, и бывшего вице-губернатора Ивана Сеничева, и даже деньги на покупку брюк, однажды подаренные Дергунову шефом.

О ресторане без столов и Тарасове без машины

63-летний Геннадий Дергунов хорошо запомнил первую встречу с Николаем Сандаковым 10 января 2011 года.

«В тот день хоронили Петра Ивановича Сумина, поэтому и помню. Я тогда не был ни за кем закреплен, а работал на разгонной машине: какая заявка поступала, туда и ехал, — начал рассказ свидетель. — 10 января мне сказали: „Прилетает какой-то москвич, ты с ними общаться умеешь, вот и встречай“. Встретил в аэропорту, повез в гостиницу. В пути разговорились про игру „Спартака“. Я что-то сказал пассажиру про москвичей, а он мне ответил: „Я не москвич, а астраханец!..“ Вот так, встретились на час, а задержались почти на пять лет… Конечно, каждую поездку с Николаем Дмитриевичем я не помню, так как была тысяча поездок и не одну тысячу километров мы накрутили с шефом».

Геннадий Дергунов много лет был водителем Николая СандаковаНаиль Фаттахов / Znak.com

Адвоката Сергея Колосовского однако интересовали не тысячи поездок, а единичные: 9 июля 2011 года, затем в ноябре и декабре 2011 года и в январе 2012 года. Именно в эти дни Сандаков, по версии следствия, готовился получить и получал деньги от Тарасова.

Водитель, после того как его ознакомили с путевыми листами, которыми сопровождалась каждая его поездка с начальником, рассказал, что 9 июля 2011 года возил всю семью Николая Сандакова на базу отдыха Зюраткуль в Саткинском районе на празднование дня рождения его дочери Алены.

— В село Кузнецкое (Аргаяшский район) не заезжали?

— Нет, это совсем другие концы, я бы тогда в Челябинск к вечеру не успел вернуться. И если бы мы возвращались из Кузнецкого назад в Сатку, я должен был бы отметить города, через которые мы проезжали: Кыштым, Чебаркуль, Миасс, Златоуст и Кусу. Километраж бы отличался.

— А почему вы говорите, что другие поездки не помните, а эту хорошо запомнили? — спросила прокурор Екатерина Голубенкова.

— Ну… запомнил. Помню дочь Николая Дмитриевича, потому что он ей на день рождения очень хороший фотоаппарат подарил, поэтому она все фотографировала. Ну и покушал я там хорошо.

— А сколько лет было дочери, как она выглядела, можете описать: 10,15?

— Нет, по внешности же не скажешь, сколько лет. С аэропорта ее Ирина Сергеевна (супруга Сандакова. — Прим. ред.) забирала, не я. Когда прилетела, не знаю. Забирал или нет я их с Зюраткуля, не помню. Путевого листа нет — значит, не забирал.

Наиль Фаттахов / Znak.com

— Как же это, туда они не смогли без вас уехать, а обратно смогли….

— Не знаю, у Николая Дмитриевича там родственники были.

— Екатерина Васильевна, что вы ерничаете и издеваетесь над свидетелем, — вмешался Николай Сандаков. — У вас же есть в деле все билеты и все остальное, вы все знаете. Как будто специально!

Применительно к этой теме защита в конце заседания предложила суду сделать запрос в базы данных о том, что пассажирка Алена Сандакова действительно в те дни прилетала из Астрахани в Челябинск через Москву.

— А ресторан «Грузинский дворик» знаете (именно там, по данным СК, в селе Кузнецком 9 июля встречались Тарасов, Сандаков и Цыбко), были там? — задал свой вопрос Сергей Колосовский.

— Знаю, конечно, за пять лет работы с Сандаковым был там два раза. Первый раз вместе с Шиковым (Виталий Шиков — начальник управления внутренней политики. — Прим. ред.) и главой района, Валеев вроде тогда был (глава Аргаяшского района Исрафиль Валишин. — Прим. ред.). Сидели в помещении, так как на улице столов не было, хотя было тепло. И второй раз там все были: и губернатор и все остальные.

— А вы Тарасова и Цыбко знаете?

— Цыбко знаю лично, Тарасова — нет. Видел его пару раз.

— А если вы не знали его, как, увидев, вы поняли в первый раз, что это именно Тарасов? — спросила прокурор Екатерина Голубенкова.

— Ну… у всех водители, приезжали одновременно, когда все курящие выходили покурить, говорили, что это Тарасов… Помню еще один маленький разговор. Водитель Тарасова как-то жаловался: «Я уже заколебался гонять в Магнитогорск»… Оказывается, глава Озерска Калинин почему-то не разрешал Тарасову водить личную машину.

Адвокат Сергей КолосовскийНаиль Фаттахов / Znak.com

— Помните ли, в ноябре 2011 года, когда в вашей машине были Сандаков и Цыбко, чтобы к вам на дороге подъехал Тарасов? — уточнил Сергей Колосовский.

— Нет, не было такого. И вообще Тарасов к нам на машине не подъезжал никогда. Да и Цыбко ездил пару раз с нами, у него был свой водитель… На улице Николай Дмитриевич вообще ни с кем не общался, во всяком случае при мне. Вообще он не любил, когда в машине был кто-то еще, говорил, что мы должны быть вдвоем.

Далее в суде изучили видеозапись проверки показаний Евгения Тарасова якобы на месте совершения преступления. На видео он как раз и рассказал, что примерно в этом месте, на выезде из Озерска, в ноябре 2011 года положил в карман Сандакова 500 тыс. рублей. При этом Тарасов отметил, что Сандаков подъезжал на «джипчике» Volvo c водителем и выходил к нему на улице.

Однако Геннадий Дергунов не смог вспомнить ни местность, показанную на записи, ни сам факт такой остановки.

Следом речь зашла о поездках из Челябинска в Екатеринбург также зимой 2011 года, когда, как следует из материалов дела, водитель с Николаем Сандаковым заезжали в Озерск и забирали Цыбко.

— Мы обычно не ездили через Озерск в Екатеринбург, скорее, когда назад с Екатеринбурга ехали, заезжали. Дорога от Челябинска до Озерска занимала полтора-два часа. Цыбко, может, и ездил пару раз с нами, но я точно не помню. Он такой человек Цыбко… обычный.

Николай СандаковНаиль Фаттахов / Znak.com

— Что-то вы долго очень едете, — прокомментировал судья Александр Зимин.

— Да там в то время такая дорога была — бомбёжка, можно было вообще не доехать!

После этого стороны рассмотрели момент с январем 2012 года, когда Сандаков якобы снова встречался с Тарасовым и Цыбко в Озерске.

— В 2012 году мы два месяца жили в Аше. Ездили по всей горнозаводской зоне. Вам все города перечислить? Нет, в Озерск не ездили. От Аши до Озерска зимой — это проще до Москвы доехать, — ответил свидетель.

О двух водителях, двух джипах и поездках жены

Во второй части заседания стороны отошли от дат и встреч с Тарасовым и Цыбко и отчасти разобрали детали, которые ранее вызвали резонанс в СМИ. В частности, речь зашла о показаниях бывшего вице-губернатора Ивана Сеничева, который в суде эмоционально рассказывал о том, что был против второй машины для Сандакова, и о том, что его водители возили его супругу Ирину по салонам красоты.

— Был тут свидетель один, который рассказывал суду, какой я негодяй, — начал Николай Сандаков. — Можете пояснить, было когда-нибудь такое, чтобы два водителя работали одновременно и возили мою жену?

Бывший вице-губернатор Иван Сеничев дал показания в суде по делу Николая Сандакова

— Нет, такого не было. У нас был график — два через два. Инициатива о назначении для Сандакова второго водителя была моя, а не его, я давил на Николая Дмитриевича… Средний рабочий день длился 15–17 часов, иногда 20 часов, я просто не успевал к утру восстанавливаться. На первых порах, когда семья Сандакова переехала в Челябинск, я помогал Ирине Сергеевне, так как не было ни чашки, ни ложки. Потом они обжились, приобрели автомобиль, и она все делала сама.

Вторая машина, по словам свидетеля, появилась у Сандакова прежде, чем второй водитель, и была остро необходима. Так, сначала за тогда еще помощником губернатора закрепили Volvo XC90 — на ней одной водитель с шефом ездили около двух лет. Когда пробег стал приближаться к 200 тысячам километров, внедорожник начал «сыпаться».

— Нам давали бывшие в употреблении машины, после кого-то, уже с огромным пробегом, поэтому они не выдерживали, Сандаков ездил очень много, — рассказал Геннадий Дергунов. — В конце 2013 года выдали вторую машину — «Крузак», он до этого год стоял в гараже, значился за Тесленко (Виталий Тесленко, экс-министр здравоохранения, осужденный за взятку — Прим. ред.), на нем пробег был 120 тысяч километров. Вот мы один автомобиль угоняли в сервис, на втором ездили. Потом уже, в начале 2014 года, появился второй водитель на BMW.

Геннадий Дергунов: рабочий день Николая Сандакова длился иногда по 20 часовНаиль Фаттахов / Znak.com

После этого Дергунов коротко ответил на вопросы прокурора и адвоката, касающиеся эпизода со взяткой от Игоря Калугина. В частности, водитель сказал, что толком не знает, охранял ли кто-то дом Сандакова, но зато недавно слышал от водителей адмистрации мнения относительно личности самого директора «Питона». Так, сейчас среди водителей команды губернатора Бориса Дубровского работают бывшие сотрудники Калугина, которые жалуются на то, что он не выплатил им зарплату за три месяца.

Итогом стал вообще непонятно для чего заданный кем-то из сторон вопрос о том, поощрял ли как-то Сандаков своего водителя: «Да нет, никогда особо, только на день рождения как-то дал денег, сказал штаны купить. Ну и оплачивал обед в командировках».

Напомним, по версии следствия, Николай Сандаков в 2011–2012 годах похитил у теперь уже бывшего сити-менеджера Евгения Тарасова 1,5 млн рублей, обещав содействовать в назначении последнего главой Магнитогорска. Именно по показаниям Тарасова в 2014 году возбудили уголовное дело в отношении Сандакова, из-за чего он больше года провел в СИЗО.

Защита в суде доказывает, что речь идет не о мошенничестве, а о тратах на неофициальный избирательный фонд в 2011 году во время выборов в Госдуму и на президентских выборах в 2012 году.

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)